В 2020 году при содействии детского омбудсмена России Анны Кузнецовой в закон об образовании были внесены поправки, касающиеся вопросов воспитания обучающихся. С этого учебного года в образовательных учреждениях России начали действовать новые воспитательные программы.
Воспитательные программы и календарные планы разработаны на основе подготовленных материалов Института стратегии развития образования и Минпросвещения России индивидуально в каждой образовательной организации с учетом имеющихся особенностей и традиций. Объединяет эти программы общая цель — личностное развитие школьников. Новые стандарты направлены на воспитание высоконравственных, творческих, ответственных и патриотичных граждан страны.
При разработке программ учитывались возрастные особенности школьников:
Институт детских правозащитников выражает однозначную позицию, что для гармоничного развития ребенка процесс воспитания должен быть непрерывным и целостным. В этот процесс необходимо включение родителей, педагогов и других значимых для ребенка взрослых.
Также Анна Кузнецова отмечает, что необходимым условием эффективной воспитательной работы в школах является безопасность детей, создание комфортной среды для учеников: «Важно подключить все ресурсы, которые есть в образовательных организациях, чтобы заниматься профилактикой и «лечением» конфликтных ситуаций на ранних стадиях, а не после того, как произошло ЧП».
Закрепление воспитательной функции школы на законодательном уровне позволит наилучшим образом обеспечить право ребенка на всестороннее развитие. Воспитательная деятельность в образовательных организациях не ограничивается формированием у детей необходимых навыков социализации в обществе. Это действенный инструмент для развития потенциала ребенка, выявления имеющихся проблем и потребностей, профилактики деструктивного поведения. Это возможность слушать и слышать ребенка!